Как найти инвестора и точно ли он тебе нужен
Собственные средства или деньги инвестора
Раньше мне, как и многим, казалось, что от создания бизнеса большинство людей удерживает только отсутствие денег. Но за шесть лет работы с начинающими проектами я поняла, что это не совсем так. Теперь я считаю, что в 9 случаях из 10 поиск инвестора вредит людям и их проектам.
Что я слышу чаще всего:⠀
-
«У меня есть идея, но я не готов рисковать своими деньгами». Если человек не готов рисковать своими финансами, непонятно, как он будет биться за дело, когда возникнут первые трудности, не спать ночами и искать решение. Неудавшихся проектов с инвестициями много, потому что чужие деньги расслабляют.⠀
-
«Я плохо разбираюсь в ресторанном бизнесе, мне нужен умный инвестор с компетенциями». Вопрос в том, зачем ему нужен ты. Пока не начнёшь разбираться в своём деле, не получится никакой бизнес — а инвесторы тебе не поверят.⠀
-
«Мне нужны деньги, потому что идея крутая, её сейчас кто-то сделает». Если её так просто сделать, вряд ли идея такая уж крутая. Предположим, ты получишь деньги и реализуешь всё быстро, но твою идею будут копировать — что делать с сильной конкуренцией?
-
«Мне надо сразу сеть открыть, вот для чего деньги». Пока ты не попробовал открыть одну точку, ты даже не знаешь, будет ли дело финансово успешным. А если у проекта не будет прибыли, потому что модель окажется нерабочая или потому что всё на самом деле сложнее и интереснее?
Вокруг нас столько примеров про успешные сети, красивые кофейни в центре города, историй про питчинги и деньги от инвесторов. Но клиентам абсолютно всё равно, есть у тебя инвесторы или нет. Им важно, чтобы было вкусно, хорошо и доступно. А инвестор не поможет тебе с этим. Это создаётся работой руками и головой 24/7 и вовлечённость, ответственность и обязательства.
Нужен ли инвестор, решать только тебе. Если хочешь моё мнение: взять деньги от инвестора — всё равно, что потерять свободу. Подумай, насколько твоё желание взять деньги от инвестора взвешенное и обоснованное. Возможно, стоит начинать постепенно. Например, с сезонной работы на маркетах или открытия онлайн-проекта. Так сделали основатели проекта Brownie Mama. Сначала была работа на маркетах и онлайн-магазин с доставкой коробок с брауни, а уже после — открытие офлайн-кондитерской.
Нужен ли ты инвестору
Итак, ты всё-таки решил, что инвестиции нужны. Давай разбираться, что нужно инвесторам и какие у тебя шансы.
Найти инвестора не так сложно, как кажется. Есть инкубаторы и акселераторы, рестораторы постоянно ищут новые концепции и готовы вкладывать деньги. Многие сидят в «Фейсбуке», и можно написать им своё предложение. Но прежде взгляни на ситуацию реально: можешь ли ты заинтересовать инвестора.
Например, тебе нужно 3-10 млн рублей для запуска
Чего хочешь ты: | Чего хочет инвестор: |
Сохранить 60-90% компании у себя | Заработать на продаже бизнеса в будущем |
Не брать кредит под 20% годовых | Заработать больше 15% годовых |
Не отдавать деньги | Получить свои инвестиции обратно |
Чувствовать свою значимость | Чувствовать свою значимость |
Что важно знать инвестору:
1. Объём рынка. Насколько широк рынок, на котором ты собираетешься работать. Если ты хочешь открыть лавку с блюдами дагестанской кухни, приготовленными по традиционным рецептам из свежих продуктов с рынка — инвестор захочет знать, сколько людей в твоём городе готовы приходить и тратить на это деньги.
2. Перспективы. Насколько долгим может быть этот бизнес. Возврат инвестиций в ресторанном бизнесе — от года до трёх лет. Через три или четыре года твой продукт должен быть также востребован, иначе до прибыли для инвестора дело может так и не дойти.
3. Команда. История создания, её опыт. Инвестору важно понимать, кто будет работать с его деньгами, насколько эти люди готовы выдержать невзгоды и трудности, с которыми придётся столкнуться.
Трезво оцени свой проект по этим критериям и подумай, готов ли ты к поиску инвестора.
Очень важно отнестись к выбору инвестора серьёзно. Выбирать не по принципу «дают деньги — значит, надо брать», а детально разобравшись, что за человек будет рядом с тобой в ближайшие несколько лет.
Чек-лист презентации для инвестора
Формат презентации:
легко посмотреть с телефона
с использованием картинок и инфографики
с аналитикой рынка и конкурентов
Что должно быть в презентации:
-
Краткое описание проекта. Первое, что увидит инвестор. Нужно быть предельно внимательным при его составлении, писать конкретно и по делу.
Например: сеть районных пекарен, в меню которого только новозеландские пироги с различными начинками, зато около 30 видов. Обеспечивает жителей спальных районов вкусной разнообразной выпечкой каждый день.
-
Анализ рынка. Основные цифры рынка, на котором ты собираешься работать.
Сколько заведений такого формата уже работает, динамика роста популярности продукта и т.д.
-
Потенциальная аудитория и её «проблемы», которые твой проект поможет решить.
-
Описание концепции: как клиент находит информацию о тебе, какой фасад он увидит, подходя к заведению, каким будет интерьер, кто встречает гостя и как общается с ним, какой сервис и обслуживание он получает, почему он будет возвращаться.
-
Меню. Перечисли все продукты, цены на них, средний чек. Добавь фото.
-
Анализ конкурентов.
-
Скриншот таблицы твоей финансовой модели, ссылка на неё + рассчитанный инвестиционный бюджет.
-
Детальный анализ показателей. Выручка, средний чек, рентабельность, аренда — цифры и почему они будут такими.
-
Инвестиционная привлекательность. Напиши, почему стоит отдать деньги именно тебе.
Например, уникальность концепции, которая в тренде, профессиональная команда с навыками ... и опытом работы в ...., доля инвестора больше, чем на рынке и т.д.
-
Команда. Фото, ФИО, контакты.
Где искать инвестора
1. Писать рестораторам и инвесторам на «Фейсбуке».
2. На специализированных площадках:
3. На питчингах бизнес-конференций
Питчинг — быстрая презентация проекта перед инвесторами. На бизнес-конференциях часто делают отдельные площадки, где можно презентовать свои проекты.
Следи за отраслевыми конференциями, читай новости, чтобы узнать, где и когда можно пообщаться с инвесторами.
Поиск инвестора: личный опыт
Елена Наумова
Основатель проекта Granola.Lab
Изначально я запускала проект без инвестора. Инвестор появился спустя два года, когда уже был готовый продукт, опыт работы и первые продажи — средняя выручка тогда была около 500 000 рублей в месяц.
Я училась в стартап-школе, где в конце проводился «День инвестора». После него у меня появилось пять команд, с которыми я вела переговоры. В основном это были не фонды, а частные инвесторы — фонды всё-таки больше интересуются IT и фудтех-проектами.
Найти инвестора вполне реально. По моему опыту, инвесторов сейчас больше, чем хороших адекватных проектов. Можно пойти учиться в школы, акселераторы, которые взаимодействуют с инвесторами — или попросить знакомых, у кого уже есть инвесторы, поделиться контактами. Бизнес-ангелы, как правило, инвестируют не в один проект, а в несколько, и всегда находятся в поиске интересных проектов.
Важно
Надо понимать, что работа с инвесторами — сложный процесс. У тебя как у предпринимателя будут люди, перед которыми ты должен отчитываться. Даже если у инвесторов небольшая доля, они могут принимать решения и влиять на тебя. Они могут и должны постоянно задавать вопросы, а ты должен объяснять им, почему принял то или иное решение. Подумай, готов ли ты к этому.