Справочник — Модуль 4 — Как найти инвестора и точно ли он тебе нужен

Как найти инвестора и точно ли он тебе нужен

Разбираемся, действительно ли инвестор — хорошая идея, нужен ли он тебе и нужен ли ты инвестору. И как сделать презентацию, если всё-таки решишь искать инвестиции.

Собственные средства или деньги инвестора

Раньше мне, как и многим, казалось, что от создания бизнеса большинство людей удерживает только отсутствие денег. Но за шесть лет работы с начинающими проектами я поняла, что это не совсем так. Теперь я считаю, что в 9 случаях из 10 поиск инвестора вредит людям и их проектам.

Что я слышу чаще всего:

  • «У меня есть идея, но я не готов рисковать своими деньгами». Если человек не готов рисковать своими финансами, непонятно, как он будет биться за дело, когда возникнут первые трудности, не спать ночами и искать решение. Неудавшихся проектов с инвестициями много, потому что чужие деньги расслабляют.⠀

  • «Я плохо разбираюсь в ресторанном бизнесе, мне нужен умный инвестор с компетенциями». Вопрос в том, зачем ему нужен ты. Пока не начнёшь разбираться в своём деле, не получится никакой бизнес — а инвесторы тебе не поверят.⠀

  • «Мне нужны деньги, потому что идея крутая, её сейчас кто-то сделает». Если её так просто сделать, вряд ли идея такая уж крутая. Предположим, ты получишь деньги и реализуешь всё быстро, но твою идею будут копировать — что делать с сильной конкуренцией?

  • «Мне надо сразу сеть открыть, вот для чего деньги». Пока ты не попробовал открыть одну точку, ты даже не знаешь, будет ли дело финансово успешным. А если у проекта не будет прибыли, потому что модель окажется нерабочая или потому что всё на самом деле сложнее и интереснее?


Вокруг нас столько примеров про успешные сети, красивые кофейни в центре города, историй про питчинги и деньги от инвесторов. Но клиентам абсолютно всё равно, есть у тебя инвесторы или нет. Им важно, чтобы было вкусно, хорошо и доступно. А инвестор не поможет тебе с этим. Это создаётся работой руками и головой 24/7 и вовлечённость, ответственность и обязательства.

Настя Колесникова, основатель «Местной еды» и фуд-инкубатора

Нужен ли инвестор, решать только тебе. Если хочешь моё мнение: взять деньги от инвестора — всё равно, что потерять свободу. Подумай, насколько твоё желание взять деньги от инвестора взвешенное и обоснованное. Возможно, стоит начинать постепенно. Например, с сезонной работы на маркетах или открытия онлайн-проекта. Так сделали основатели проекта Brownie Mama. Сначала была работа на маркетах и онлайн-магазин с доставкой коробок с брауни, а уже после — открытие офлайн-кондитерской.

Нужен ли ты инвестору


Итак, ты всё-таки решил, что инвестиции нужны. Давай разбираться, что нужно инвесторам и какие у тебя шансы.

Найти инвестора не так сложно, как кажется. Есть инкубаторы и акселераторы, рестораторы постоянно ищут новые концепции и готовы вкладывать деньги. Многие сидят в «Фейсбуке», и можно написать им своё предложение. Но прежде взгляни на ситуацию реально: можешь ли ты заинтересовать инвестора.

Например, тебе нужно 3-10 млн рублей для запуска

smiling-face-with-smiling-eyes_1f60a.png Чего хочешь ты: smiling-face-with-sunglasses_1f60e.png Чего хочет инвестор:
Сохранить 60-90% компании у себя Заработать на продаже бизнеса в будущем
Не брать кредит под 20% годовых Заработать больше 15% годовых
Не отдавать деньги Получить свои инвестиции обратно
Чувствовать свою значимость Чувствовать свою значимость

Что важно знать инвестору:

1. Объём рынка. Насколько широк рынок, на котором ты собираетешься работать. Если ты хочешь открыть лавку с блюдами дагестанской кухни, приготовленными по традиционным рецептам из свежих продуктов с рынка — инвестор захочет знать, сколько людей в твоём городе готовы приходить и тратить на это деньги.

2. Перспективы. Насколько долгим может быть этот бизнес. Возврат инвестиций в ресторанном бизнесе — от года до трёх лет. Через три или четыре года твой продукт должен быть также востребован, иначе до прибыли для инвестора дело может так и не дойти.

3. Команда. История создания, её опыт. Инвестору важно понимать, кто будет работать с его деньгами, насколько эти люди готовы выдержать невзгоды и трудности, с которыми придётся столкнуться.

Трезво оцени свой проект по этим критериям и подумай, готов ли ты к поиску инвестора.


Очень важно отнестись к выбору инвестора серьёзно. Выбирать не по принципу «дают деньги — значит, надо брать», а детально разобравшись, что за человек будет рядом с тобой в ближайшие несколько лет.

Настя Колесникова, основатель «Местной еды» и фуд-инкубатора  

Чек-лист презентации для инвестора


Формат презентации:


 легко посмотреть с телефона

 с использованием картинок и инфографики

 с аналитикой рынка и конкурентов


Что должно быть в презентации:

  • Краткое описание проекта. Первое, что увидит инвестор. Нужно быть предельно внимательным при его составлении, писать конкретно и по делу.

Например: сеть районных пекарен, в меню которого только новозеландские пироги с различными начинками, зато около 30 видов. Обеспечивает жителей спальных районов вкусной разнообразной выпечкой каждый день.

  • Анализ рынка. Основные цифры рынка, на котором ты собираешься работать.

Сколько заведений такого формата уже работает, динамика роста популярности продукта и т.д.

  • Потенциальная аудитория и её «проблемы», которые твой проект поможет решить.

  • Описание концепции: как клиент находит информацию о тебе, какой фасад он увидит, подходя к заведению, каким будет интерьер, кто встречает гостя и как общается с ним, какой сервис и обслуживание он получает, почему он будет возвращаться.

  • Меню. Перечисли все продукты, цены на них, средний чек. Добавь фото.

  • Анализ конкурентов.

  • Скриншот таблицы твоей финансовой модели, ссылка на неё + рассчитанный инвестиционный бюджет.

  • Детальный анализ показателей. Выручка, средний чек, рентабельность, аренда — цифры и почему они будут такими.

  • Инвестиционная привлекательность. Напиши, почему стоит отдать деньги именно тебе.

Например, уникальность концепции, которая в тренде, профессиональная команда с навыками ... и опытом работы в ...., доля инвестора больше, чем на рынке и т.д.

  • Команда. Фото, ФИО, контакты.

Где искать инвестора


1. Писать рестораторам и инвесторам на «Фейсбуке».

2. На специализированных площадках:

3. На питчингах бизнес-конференций

Питчинг — быстрая презентация проекта перед инвесторами. На бизнес-конференциях часто делают отдельные площадки, где можно презентовать свои проекты.

Следи за отраслевыми конференциями, читай новости, чтобы узнать, где и когда можно пообщаться с инвесторами. 

Поиск инвестора: личный опыт


Елена Наумова

Основатель проекта Granola.Lab

Изначально я запускала проект без инвестора. Инвестор появился спустя два года, когда уже был готовый продукт, опыт работы и первые продажи — средняя выручка тогда была около 500 000 рублей в месяц.

Я училась в стартап-школе, где в конце проводился «День инвестора». После него у меня появилось пять команд, с которыми я вела переговоры. В основном это были не фонды, а частные инвесторы — фонды всё-таки больше интересуются IT и фудтех-проектами.

Найти инвестора вполне реально. По моему опыту, инвесторов сейчас больше, чем хороших адекватных проектов. Можно пойти учиться в школы, акселераторы, которые взаимодействуют с инвесторами — или попросить знакомых, у кого уже есть инвесторы, поделиться контактами. Бизнес-ангелы, как правило, инвестируют не в один проект, а в несколько, и всегда находятся в поиске интересных проектов.

Важно!

Важно


Надо понимать, что работа с инвесторами — сложный процесс. У тебя как у предпринимателя будут люди, перед которыми ты должен отчитываться. Даже если у инвесторов небольшая доля, они могут принимать решения и влиять на тебя. Они могут и должны постоянно задавать вопросы, а ты должен объяснять им, почему принял то или иное решение. Подумай, готов ли ты к этому.

Сейчас много рассказов о том, как кому-то удалось найти смарт-инвестора — такого, который просто дал денег и особо не вмешивается. Возможно, так бывает — но не факт, что у тебя всё будет так хорошо и классно: нужно быть к этому готовым. Важно грамотно выбирать инвестора и договариваться сразу обо всех условиях, обязательно с юристом. Обычно у инвесторов есть свои юристы, но лучше иметь такого специалиста и со своей стороны.