Как создать меню с шеф-поваром, сколько это стоит
Кто разрабатывает меню
Обычно меню разрабатывает шеф-повар или бренд-шеф. Второй — как правило, знаменитый человек. Он может отслеживать работу нескольких шеф-поваров, руководить кухней нескольких ресторанов, а также взять функционал управляющего директора.
Есть несколько вариантов по формату сотрудничества:
-
Нанять шефа на разовое взаимодействие, чтобы «поставить» кухню и проработать меню.
-
Нанять шефа на постоянное долгосрочное взаимодействие.
Разработка меню — это не только «придумывание» блюд, но и расчет себестоимости, составление технологических и калькуляционных карт. Поэтому команда разработки может быть такой
Шеф Отвечает за творческую часть, вкус и внешний вид блюда. |
|
Бухгалтер-калькулятор Учёт ингредиентов и расчёт себестоимости готовой продукции. |
|
Технолог Занимается описанием процесса приготовления, преобразует задумки шефа в документы, создает технологические карты. На практике такой специалист не всегда есть в заведениях. |
Когда нужен технолог?
Есть мнение, что профессиональный шеф (помимо своих качеств миксолога, творца, художника) должен ещё уметь считать, находить интересные цены у поставщиков, думать о снижении себестоимости, повышении качества без лишних вложений. Плюс неплохо, чтобы он был хорошим организатором и руководителем, чтобы его слушали и понимали в команде. Но это высший пилотаж и идеальный шеф.
Если шеф не может идеально рассчитывать технологические процессы — это не глобальная проблема, для этого можно позвать технолога. При условии, что шеф талантливый и фонтанирует качественными идеями.
Хуже, когда человек не в состоянии качественно фантазировать и сочетает ингредиенты не по призванию — а делает это, так как у него есть какой-то опыт наработки. И эти наработки неминуемо заканчиваются — как только это происходит, страсть потухает. Меню не обновляется, и все блюда, которые он даёт впоследствии — хуже. Это провал, и тут ничем не обойтись, кроме замены самого шефа.
Процесс разработки меню
Ниже описаны этапы, которые проходят заведения при разработке блюд. Это примерная схема для общего понимания. Что-то может меняться местами, какие-то процессы идти параллельно. Всё зависит от того, как вы и ваш шеф-повар настроите работу в команде.
Этап 1. Проработка блюд
1. Дать шефу концептуально понятную идею
По сути это бриф на разработку меню. Опытный шеф сам расскажет, какая информация нужна ему перед тем, как приступить к работе.
2. Шеф-повар предлагает черновик меню
Уже на этом этапе ты можешь обсудить его и скорректировать.
3. Приготовление и дегустация
Шеф-повар готовит блюда из меню и презентует их тебе. На этом этапе можно оценить блюдо визуально и на вкус. Лучше, если пробовать будете не только ты, но и кто-то ещё. Поэтому соберите команду дегустации из нескольких человек.
«Я рекомендую, чтобы на дегустацию шеф уже приходил с цифрами. Чтобы вы могли оценить не только внешний вид блюда и его вкус, но и себестоимость. Тогда у вас будет полноценная картина.
Кроме качества самого блюда вы сразу проанализируете наценку, которую можете выставить на блюдо и оставить заметки, с какими позициями все хорошо, а где нужно себестоимость снизить.
Поэтому при первом приготовлении должна записываться раскладка продуктов — сколько чего взяли и положили»
4. Корректировка состава
Шеф-повар вносит корректировки в блюда по твоим комментариям. Если дело касается высокой себестоимости, шеф может заменить ингредиенты на другие или уменьшить вес дорогих продуктов, немного изменив рецептуру.
5. Проработка после корректировки и утверждение меню
Шеф-повар повторно прорабатывают блюдо, чтобы убедиться, что оно не стало хуже внешне и по вкусу. На этом этапе вы ещё раз всё дегустируете и утверждаете окончательный состав меню.
Нашёл ошибку?
Нашёл неточность или хочешь стать героемнашего кейса — напиши нам!
Этап 2. Установление цен и проработка документации
Цены обычно устанавливает собственник или управляющий вместе с бухгалтером-калькулятором. А над созданием технической документации вместе работают шеф, технолог и бухгалтер-калькулятор.
Для каждого блюда нужно создать:
-
Технологическую карту — документ, в котором расписана рецептура и процесс изготовления продукции, оформления и подачи блюда.
-
Калькуляционную карту — документ, где отражена себестоимость всех продуктов, затраченных на приготовление.
Подробнее о технологической и калькуляционной карте — в следующих статьях раздела.
Этап 3. Описание меню и дизайн
Возможно, на этом этапе тебе понадобится помощь копирайтера, который поможет придумать названия и описания блюд. Или ты или управляющий справитесь с этим самостоятельно. Для визуальной проработки меню ищите дизайнера.
Не забывай, что меню заведения — это не только витрина, но и инструмент, который напрямую влияет на твою выручку.
Несколько советов:
1. Выделяй визуально продукты с высокой маржинальностью.
2. Грамотно используй описание блюд в меню.Обращай внимание на то, что может заинтересовать гостей — например, упор на натуральные ингредиенты.
3. Но не переборщите с объёмом текстов.
Меньше слов — больше визуализации. Заменяй слова на графику, маркировку, символы.
Например:
-
сделай иллюстрации чашек кофе с графическим объяснением разницы между его видами;
-
вегетарианские блюда — иконка «Листок», новинки — “New”), острые блюда — «Перчик».
4. Учитывайте психологию
Схема движения взгляда по меню у всех примерно одинакова: больше всего внимания уделяют информации в верхней части страницы и самому последнему пункту. Меньше всего — предпоследней строке.
В случае с двухстраничным меню взгляд фокусируется в верхней половине правого листа.
Интересный пример меню из ресторана Balthazar
Его разбирает Уильям Паундстоун в книге «Priceless: The Myth of Fair Value (and How to Take Advantage of It)»
Этап 4. Запуск меню
Нужно не только разработать меню, но и подготовить команду к работе с ним.
-
Научить команду процессу приготовления. Повара под руководством шеф-повара учатся делать заготовки и собирать блюдо. В идеале все повара должны принимать участие в приготовлении каждого блюда вне зависимости от того, за какой процесс они отвечают.
-
Выдать официантам обучающие материалы с подробной информацией по каждому блюду должны (минимум за неделю до финальной проработки и дегустации).
-
Организовать финальную проработку. Когда все потренировались, и вся необходимая для подачи посуда есть в заведении, назначается день финальной проработки блюда. Команда кухни готовит, а затем ты отдаёшь блюда официантам на дегустацию. Они должны знать вкус блюд, чтобы рекомендовать их гостям.
-
Экзамен для официантов. Шеф-повар или управляющий принимает теоретический экзамен по знанию состава блюд меню у официантов.
Как оплачивать разработку меню
Если шеф-повар в штате или с ним заключен контракт на длительный срок, такая услуга обычно входит в стоимость контракта, зарплату. Также в цену, как правило, включена разработка технологической карты.
Если же ты нанял шефа на разовую работу, стоимость разработки меню оговаривается перед началом работы. На моём опыте — сначала выплачивается аванс в размере 30%, а после составления и утверждения меню — остальная часть
Что дальше
Важно понимать, что это только начальный этап. Меню сразу не рождается идеальным, его дорабатывают в процессе работы ресторана. Оно корректируется с учетом предпочтений посетителей, продаж и сезонности.
Важно выстроить процесс обратной связи от персонала, который напрямую работает с посетителями, чтобы получать информацию для анализа.
Начни с бесплатной консультации
Расскажем, как Quick Resto поможет тебе в бизнесеПроверь правильность введённого номера