Найм персонала: когда пора начинать и как составить штатное расписание
Когда и кого нанимать
Всегда следует помнить одну простую вещь — от людей в команде зависит успех твоего бизнеса: именно они будут или не будут приносить деньги. Поэтому нанимать персонал нужно заранее: у тебя должно быть время обучить людей, наладить рабочие процессы.
Сроки найма зависят от того, какой формат заведения ты открываешь: полный цикл с готовкой или кафе как точка продажи — но в целом можно говорить о примерных сроках.
1. Управляющий
Минимум за три месяца до запуска
В идеальном случае, управляющий — в основе команды открытия. Он отвечает и за найм людей, и за выбор концепции, и за всё, что будет происходить с кафе ещё на этапе планирования. Но на практике часто бывает по-другому. Если это первое кафе с собственными скромными инвестициями, владелец часто совмещает и роль генерального директора, и управляющего (хорошо, если не шеф-повара). Поэтому тут важно оценивать, какие у тебя есть возможности, когда управляющий тебе реально понадобится и понадобится ли — возможно, ты готов взять эту роль на себя.
2. Шеф-повар
За три месяца до запуска
Шеф-повара зачастую берут если не вместе с управляющим, то сразу после него. Важная задача, над которой будет работать шеф-повар до запуска — проработка меню. Но кроме этого, вместе с ним тебе предстоит сделать планировку кухни. Конечно, есть компании, которые помогут с этой задачей, но я рекомендую всё-таки делать это с шеф-поваром, а не сторонними специалистами. По итогу, когда ты найдёшь шефа, именно ему работать на этой кухне и налаживать все процессы.
Это же касается закупки оборудования, посуды, кухонной утвари, рабочих инструментов, выбора поставщиков по продуктам — тоже лучше делать вместе с шефом.
3. Технолог
За три месяца (одновременно с шеф-поваром)
Если задача шеф-повара — творчество, то задача технолога — ходить за шеф-поваром, калькулировать всё, что он создаёт, оптимизировать и забивать это всё в программное обеспечение, просчитывать сырье.
В больших ресторанах технолог есть всегда, но в маленьких кафе на постоянной основе эту работу часто выполняет шеф-повар, а технолога нанимают только на время запуска.
4. Повара-универсалы
За две недели до запуска
Отработка меню не в плане креатива новых блюд, а в плане слаженности работы команды, скорости отдачи блюд и их внешнего вида и вкусовых качеств.
5. Официанты
За две-четыре недели, обязательно, когда ремонт ресторана уже практически закончен
Наступает отработка сервиса с официантами, изучение меню, тест-тейбл, когда они пробуют меню и также с шеф-поваром обсуждается, какие ингредиенты туда входят, особенности блюда.Важно
Эти сроки — когда персонал уже должен начать работать. Начинать процесс поиска нужно ещё раньше: разместить вакансии, собрать отклики, провести собеседования. Закладывай на это ещё пару недель.
Конечно, искать нужного человека можно и месяц, но тут есть тонкая грань. Если ты нашёл человека, который тебе нравится, но не готов нанять его сразу — не каждый согласится ждать начала работы. Потому что работа и деньги нужны всем здесь и сейчас. А платить зарплату за простой — тоже не вариант.
Штатное расписание
Перед тем, как заняться наймом персонала, нужно составить штатное расписание. Это документ, который отражает состав и численность организации с указанием размера заработной платы и обязанностей.
Я советую иметь два варианта штатного расписания: на первоначальное время и дальше на расширение.
Штатное расписание нужно, чтобы:
|
Шаблон штатного расписания
Скачать шаблон штатного расписания
По ссылке ты можешь открыть шаблон штатного расписания, создать копию (вкладка «Файл») и адаптировать его под свой бизнес.
Примечание
Такой вариант штатного расписания в гугл-таблице удобен для работы: считаются формулы, можно вносить изменения и делать расчёты.
Распечатанное штатное расписание
Вообще штатное расписание — внутренний документ компании: нет законов, где сказано, что такой документ обязателен. Но:
1. В трудовом договоре часто используют пункт о том, что сотрудник должен выполнять обязанности «в соответствии со штатным расписанием». Логично, что такое расписание должно быть в качестве официального документа. Оно может пригодиться для разрешения трудовых и других споров.
2. Штатное расписание упоминается в инструкции по заполнению трудовых книжек. Название должности должно вноситься в трудовую в соответствии со штатным расписанием.
Поэтому для официальных случаев стоит иметь распечатанное штатное расписание, подписанное руководителями. После завершения работы над штатным расписанием и всеми расчётами в гугл-таблице перенеси данные на официальный бланк и в таком виде распечатай и подпиши. Форму бланка ты найдёшь ниже.Форма бланка штатного расписания
Нюансы при работе со штатным расписанием
1. Образец выше — унифицированная форма Т-3. Но ты не обязан использовать именно её. Руководитель компании может разработать собственную форму и образец, понятные и удобные именно ему.
2. Если у тебя используются только оклады, то разделы «надбавки» и «компенсации» можно оставить пустыми.
3. Штатное расписание утверждает руководитель своим приказом, который составляется в свободной форме. В дальнейшем все изменения в штатное расписание также вносятся приказами.