Справочник — Модуль 2 — Как вы будете получать прибыль: шаблон бизнес-модели

Как вы будете получать прибыль: шаблон бизнес-модели

Чтобы выстроить чёткий план действий и поддерживать логику бизнеса на начальном этапе, нужно продумать бизнес-модель. Это схематическое описание, которое показывает, как компания будет получать прибыль, какие ресурсы ей для этого понадобятся.


Самый популярный инструмент бизнес-моделирования — шаблон бизнес-модели, разработанный экспертом по бизнес-стратегиям, предпринимателем Александром Остервальдером и ученым в области информационных систем управления Ивом Пинье. В этой статье мы покажем шаблон и дадим инструкцию, как его заполнять.

После выполнения шагов из этой статьи у вас появятся:

  • Ответ на вопрос «Зачем клиенту ваш продукт»

  • Четкое видение вашего бизнеса (что нужно для старта, как вы будете зарабатывать деньги и т.д.)

  • План действий

 Шаблон бизнес-модели

Как работать с шаблоном

  • Можно скачать и распечатать шаблон или нарисовать его на большом листе бумаги и вклеивать туда стикеры. В результате у вас получится большая инфографика, на которой видно всю картину.

  • Если вы предпочитаете работать в электронном виде — используйте шаблон в гугл-таблице, который мы сделали для вас. Чтобы начать работать с таблицей, перейдите в таблицу и нажмите «Файл/создать копию». Появится документ, в который вы сможете вносить свои данные. 

  • Нарисовать шаблон в Miro.

Как заполнять шаблон 

Таблица заполняется справа налево. Пункты в скобках в шаблоне — порядок заполнения блоков. Так расположили элементы в шаблоне Александр Остервальдер и Ив Пинье. Пока мы не пропишем потребительские сегменты, перейти дальше не сможем. С этого стоит начать.

1. Потребительские сегменты

Группы вашей целевой аудитории. 

Например: 

  • Сотрудники бизнес-центра, следящие за питанием

  • Люди, живущие рядом с бизнес-центром

  • Мамы, которые приводят детей на занятия, проходящие в бизнес-центре

  • Студенты, которые после пар гуляют рядом с бизнес-центром

  • Жители города — поклонники здорового образа жизни

2. Ценностные предложения

Ценность для потребителя. Пишем, анализируя группы нашей целевой аудитории. Под каждую аудиторию — свои ценностные предложения.

Например:

  • Сотрудники бизнес-центра, следящие за питанием: сытные здоровые обеды 

  • Мамы, которые приводят детей на занятия, проходящие в бизнес-центре: возможность поесть вкусную низкокалорийную еду, пока ребенок на занятиях

  • Студенты, которые после пар гуляют рядом с бизнес-центром: необычная для города кухня, возможность попробовать новое

  • Жители города — поклонники здорового образа жизни: только свежая рыба

3. Взаимоотношения с клиентами

Как ваша целевая аудитория узнает о вас.

Например:

  • Соцсети

  • Раздача флаеров в соседних офисах

  • Флаеры со спецпредложениями для мам — оставляем в центре детского развития

4. Каналы продаж

Например:

  • Кафе

  • Сервисы доставки

  • Яндекс.Еда и Delivery Club

  • Личная служба доставки (заказы через сайт)

5. Ключевые виды деятельности

Все действия, которыми вам предстоит заниматься.

Например:

  • Разработка рецептуры

  • Приготовление блюд

  • Обслуживание посетителей

  • Доставка готовой продукции

6. Ключевые ресурсы

Что потребуется, чтобы бизнес работал (цех, персонал, оборудование и тд).

Например:

  • Шеф-повар для проработки рецептуры

  • База поставщиков

  • Сайт с функцией приема заказов

  • Система автоматизации Quick Resto

7. Ключевые партнеры бизнеса

Для каких из видов деятельности (пункт 5) понадобятся партнеры.

Например:

  • Поставщики продуктов

  • IT-студия для разработки сайтов

  • Поставщики посуды

  • Поставщики мебели

  • Дизайн-студия для разработки дизайн-проекта

  • Партнёр для настройки системы автоматизации

8. Структура затрат

Например:

  • Аренда

  • Закупка продуктов

  • Фонд оплаты труда

  • Закупка мебели

  • Закупка посуды

  • Оплата работы по созданию сайта

  • Покупка ПО для системы автоматизации

  • Разработка дизайн-проекта

  • Процент сервисам доставки

9. Источники доходов

Все потенциально возможные.

Например: 

  • Продажа еды в кафе

  • Доставка еды

  • Выездной кейтеринг в соседние офисы


План действий

После того, как вы заполнили шаблон бизнес-модели, становится понятно, какие задачи придется выполнить до запуска. Теперь нужно преобразовать их в план действий.

1. Пропишите все шаги, которые нужно выполнить до запуска

Сделайте это на вкладке «План действий» в той же гугл-таблице. Если вы не использовали ее для создания шаблона бизнес-модели, начните использовать сейчас. Нажмите «Файл/Создать копию…» Работайте в созданной таблице.  

Пропишите план действий максимально подробно. Например:

  • Найти поставщиков: продуктов, посуды, мебели

  • Найти студию для создания сайта

  • Создать ТЗ на разработку сайта

  • Арендовать помещение

  • Найти шеф-повара

  • Разработать меню


2. Назначьте ответственных

Рядом с задачами вы найдете колонку «Ответственный» — пропишите, кто будет ей заниматься. Вы или кто-то другой.

  • Можно прописать, кто из будущих сотрудников будет отвечать за эту задачу. Например: управляющий или hr-менеджер. Потом вы сможете собрать список ключевых задач для каждого сотрудника, которыми он будет заниматься до запуска кафе.

  • Если вы пока не понимаете, кто должен отвечать за тот или иной шаг, напишите «Найти ответственного». Эти задачи в будущем можно распределить между командой, которая у вас появится. Или найти дополнительного человека для их реализации. 

  Теперь у вас есть сформированный план действий, и вы знаете, что делать дальше. Начинается активная работа над запуском бизнеса.


Нашли ошибку?

Нашли неточность или хотите стать героем
нашего кейса — напишите нам!