
Как вы будете получать прибыль: шаблон бизнес-модели

Самый популярный инструмент бизнес-моделирования — шаблон бизнес-модели, разработанный экспертом по бизнес-стратегиям, предпринимателем Александром Остервальдером и ученым в области информационных систем управления Ивом Пинье. В этой статье мы покажем шаблон и дадим инструкцию, как его заполнять.
После выполнения шагов из этой статьи у вас появятся:
-
Ответ на вопрос «Зачем клиенту ваш продукт»
-
Четкое видение вашего бизнеса (что нужно для старта, как вы будете зарабатывать деньги и т.д.)
-
План действий

Как работать с шаблоном
-
Можно скачать и распечатать шаблон или нарисовать его на большом листе бумаги и вклеивать туда стикеры. В результате у вас получится большая инфографика, на которой видно всю картину.
-
Если вы предпочитаете работать в электронном виде — используйте шаблон в гугл-таблице, который мы сделали для вас. Чтобы начать работать с таблицей, перейдите в таблицу и нажмите «Файл/создать копию». Появится документ, в который вы сможете вносить свои данные.
-
Нарисовать шаблон в Miro.
Как заполнять шаблон
Таблица заполняется справа налево. Пункты в скобках в шаблоне — порядок заполнения блоков. Так расположили элементы в шаблоне Александр Остервальдер и Ив Пинье. Пока мы не пропишем потребительские сегменты, перейти дальше не сможем. С этого стоит начать.
1. Потребительские сегменты
Группы вашей целевой аудитории.
Например:
-
Сотрудники бизнес-центра, следящие за питанием
-
Люди, живущие рядом с бизнес-центром
-
Мамы, которые приводят детей на занятия, проходящие в бизнес-центре
-
Студенты, которые после пар гуляют рядом с бизнес-центром
-
Жители города — поклонники здорового образа жизни
2. Ценностные предложения
Ценность для потребителя. Пишем, анализируя группы нашей целевой аудитории. Под каждую аудиторию — свои ценностные предложения.
Например:
-
Сотрудники бизнес-центра, следящие за питанием: сытные здоровые обеды
-
Мамы, которые приводят детей на занятия, проходящие в бизнес-центре: возможность поесть вкусную низкокалорийную еду, пока ребенок на занятиях
-
Студенты, которые после пар гуляют рядом с бизнес-центром: необычная для города кухня, возможность попробовать новое
-
Жители города — поклонники здорового образа жизни: только свежая рыба
3. Взаимоотношения с клиентами
Как ваша целевая аудитория узнает о вас.
Например:
-
Соцсети
-
Раздача флаеров в соседних офисах
-
Флаеры со спецпредложениями для мам — оставляем в центре детского развития
4. Каналы продаж
Например:
-
Кафе
-
Сервисы доставки
-
Яндекс.Еда и Delivery Club
-
Личная служба доставки (заказы через сайт)
5. Ключевые виды деятельности
Все действия, которыми вам предстоит заниматься.
Например:
-
Разработка рецептуры
-
Приготовление блюд
-
Обслуживание посетителей
-
Доставка готовой продукции
6. Ключевые ресурсы
Что потребуется, чтобы бизнес работал (цех, персонал, оборудование и тд).
Например:
-
Шеф-повар для проработки рецептуры
-
База поставщиков
-
Сайт с функцией приема заказов
-
Система автоматизации Quick Resto
7. Ключевые партнеры бизнеса
Для каких из видов деятельности (пункт 5) понадобятся партнеры.
Например:
-
Поставщики продуктов
-
IT-студия для разработки сайтов
-
Поставщики посуды
-
Поставщики мебели
-
Дизайн-студия для разработки дизайн-проекта
-
Партнёр для настройки системы автоматизации
8. Структура затрат
Например:
-
Аренда
-
Закупка продуктов
-
Фонд оплаты труда
-
Закупка мебели
-
Закупка посуды
-
Оплата работы по созданию сайта
-
Покупка ПО для системы автоматизации
-
Разработка дизайн-проекта
-
Процент сервисам доставки
9. Источники доходов
Все потенциально возможные.
Например:
-
Продажа еды в кафе
-
Доставка еды
-
Выездной кейтеринг в соседние офисы

Начните с бесплатной консультации
Расскажем, как Quick Resto поможет вам в бизнесеПроверьте правильность введенного номера
План действий
После того, как вы заполнили шаблон бизнес-модели, становится понятно, какие задачи придется выполнить до запуска. Теперь нужно преобразовать их в план действий.
1. Пропишите все шаги, которые нужно выполнить до запуска
Сделайте это на вкладке «План действий» в той же гугл-таблице. Если вы не использовали ее для создания шаблона бизнес-модели, начните использовать сейчас. Нажмите «Файл/Создать копию…» Работайте в созданной таблице.
Пропишите план действий максимально подробно. Например:
-
Найти поставщиков: продуктов, посуды, мебели
-
Найти студию для создания сайта
-
Создать ТЗ на разработку сайта
-
Арендовать помещение
-
Найти шеф-повара
-
Разработать меню
2. Назначьте ответственных
Рядом с задачами вы найдете колонку «Ответственный» — пропишите, кто будет ей заниматься. Вы или кто-то другой.
-
Можно прописать, кто из будущих сотрудников будет отвечать за эту задачу. Например: управляющий или hr-менеджер. Потом вы сможете собрать список ключевых задач для каждого сотрудника, которыми он будет заниматься до запуска кафе.
-
Если вы пока не понимаете, кто должен отвечать за тот или иной шаг, напишите «Найти ответственного». Эти задачи в будущем можно распределить между командой, которая у вас появится. Или найти дополнительного человека для их реализации.
Теперь у вас есть сформированный план действий, и вы знаете, что делать дальше. Начинается активная работа над запуском бизнеса.
Нашли ошибку?
Нашли неточность или хотите стать героемнашего кейса — напишите нам!
