Справочник — Модуль 2 — Как ты будешь получать прибыль: шаблон бизнес-модели

Как ты будешь получать прибыль: шаблон бизнес-модели

Чтобы выстроить чёткий план действий и поддерживать логику бизнеса на начальном этапе, нужно продумать бизнес-модель. Это схематическое описание, которое показывает, как компания будет получать прибыль и какие ресурсы ей для этого понадобятся.


Самый популярный инструмент бизнес-моделирования — шаблон, разработанный экспертом по бизнес-стратегиям, предпринимателем Александром Остервальдером и учёным в области информационных систем управления Ивом Пинье. В этой статье мы покажем шаблон и дадим инструкцию, как его заполнять.

После выполнения шагов из этой статьи у тебя появятся:

  • ответ на вопрос «Зачем клиенту мой продукт»;

  • чёткое видение своего бизнеса (что нужно для старта, как ты будешь зарабатывать деньги и т.д.);

  • план действий.

 Шаблон бизнес-модели

Как работать с шаблоном

  • Можно скачать и распечатать шаблон или нарисовать его на большом листе бумаги и вклеивать туда стикеры. В результате у тебя получится большая инфографика, на которой видно всю картину.

  • Если предпочитаешь работать в электронном виде — используй шаблон в гугл-таблице, который мы для тебя сделали. Чтобы начать работать, перейди в таблицу и нажми «Файл/создать копию». Появится документ, в который ты сможешь вносить свои данные. 

  • Нарисовать шаблон в Miro.

Как заполнять шаблон 

Таблица заполняется справа налево. Пункты в скобках в шаблоне — порядок заполнения блоков. Так расположили элементы в шаблоне Александр Остервальдер и Ив Пинье. Пока мы не пропишем потребительские сегменты, перейти дальше не сможем — поэтому с этого стоит начать.

1. Потребительские сегменты

Группы твоей целевой аудитории. 

Например: 

  • cотрудники бизнес-центра, следящие за питанием;

  • люди, живущие рядом с бизнес-центром;

  • мамы, которые приводят детей на занятия, проходящие в бизнес-центре;

  • студенты, которые после пар гуляют рядом с бизнес-центром;

  • жители города — поклонники здорового образа жизни.

2. Ценностные предложения

Ценность для потребителя. Пишем, анализируя группы нашей целевой аудитории. Под каждую аудиторию — свои ценностные предложения.

Например:

  • сотрудники бизнес-центра, следящие за питанием: сытные здоровые обеды;

  • мамы, которые приводят детей на занятия, проходящие в бизнес-центре: возможность поесть вкусную низкокалорийную еду, пока ребёнок на занятиях;

  • студенты, которые после пар гуляют рядом с бизнес-центром: необычная для города кухня, возможность попробовать новое;

  • жители города — поклонники здорового образа жизни: только свежая рыба.

3. Взаимоотношения с клиентами

Как твоя целевая аудитория узнает о тебе.

Например:

  • соцсети;

  • раздача флаеров в соседних офисах;

  • флаеры со спецпредложениями для мам — оставляем в центре детского развития.

4. Каналы продаж

Например:

  • кафе;

  • сервисы доставки;

  • Яндекс.Еда и Delivery Club;

  • личная служба доставки (заказы через сайт).

5. Ключевые виды деятельности

Все действия, которыми предстоит заниматься твоей команде.

Например:

  • разработка рецептуры;

  • приготовление блюд;

  • обслуживание посетителей;

  • доставка готовой продукции.

6. Ключевые ресурсы

Что потребуется, чтобы бизнес работал (цех, персонал, оборудование и тд).

Например:

  • шеф-повар для проработки рецептуры;

  • база поставщиков;

  • сайт с функцией приема заказов;

  • система автоматизации Quick Resto.

7. Ключевые партнёры бизнеса

Для каких из видов деятельности (пункт 5) понадобятся партнёры.

Например:

  • поставщики продуктов;

  • IT-студия для разработки сайтов;

  • поставщики посуды;

  • поставщики мебели;

  • студия для разработки дизайн-проекта;

  • партнёр для настройки системы автоматизации.

8. Структура затрат

Например:

  • аренда;

  • закупка продуктов;

  • фонд оплаты труда;

  • закупка мебели;

  • закупка посуды;

  • оплата работы по созданию сайта;

  • покупка ПО для системы автоматизации;

  • разработка дизайн-проекта;

  • процент сервисам доставки.

9. Источники доходов

Все потенциально возможные.

Например: 

  • продажа еды в кафе;

  • доставка еды;

  • выездной кейтеринг в соседние офисы.


План действий

После того, как ты заполнил шаблон бизнес-модели, становится понятно, какие задачи придется выполнить до запуска. Теперь нужно преобразовать их в план действий.

1. Пропиши все шаги, которые нужно выполнить до запуска

Сделай это на вкладке «План действий» в той же гугл-таблице. Если ты не использовал её для создания шаблона бизнес-модели, начни использовать сейчас. Нажми «Файл/Создать копию…» и работай в созданной таблице.  

Пропиши план действий максимально подробно, например:

  • найти поставщиков продуктов, посуды, мебели;

  • найти студию для создания сайта;

  • создать ТЗ на разработку сайта;

  • арендовать помещение;

  • найти шеф-повара;

  • разработать меню.


2. Назначь ответственных

Рядом с задачами ты найдёшь колонку «Ответственный» — пропиши, кто будет ей заниматься. Ты или кто-то другой.

  • Можно прописать, кто из будущих сотрудников будет отвечать за эту задачу. Например: управляющий или hr-менеджер. Потом ты сможешь собрать список ключевых задач для каждого сотрудника, которыми он будет заниматься до запуска кафе.

  • Если ты пока не понимаешь, кто должен отвечать за тот или иной шаг, напиши «Найти ответственного». Эти задачи в будущем можно распределить между командой, которая у тебя появится. Или найти дополнительного человека для их реализации. 

Теперь у тебя есть сформированный план действий: ты знаешь, что делать дальше. Начинается активная работа над запуском бизнеса.


Нашёл ошибку?

Нашёл неточность или хочешь стать героем
нашего кейса — напиши нам!