Как ты будешь получать прибыль: шаблон бизнес-модели
Самый популярный инструмент бизнес-моделирования — шаблон, разработанный экспертом по бизнес-стратегиям, предпринимателем Александром Остервальдером и учёным в области информационных систем управления Ивом Пинье. В этой статье мы покажем шаблон и дадим инструкцию, как его заполнять.
После выполнения шагов из этой статьи у тебя появятся:
-
ответ на вопрос «Зачем клиенту мой продукт»;
-
чёткое видение своего бизнеса (что нужно для старта, как ты будешь зарабатывать деньги и т.д.);
-
план действий.
Как работать с шаблоном
-
Можно скачать и распечатать шаблон или нарисовать его на большом листе бумаги и вклеивать туда стикеры. В результате у тебя получится большая инфографика, на которой видно всю картину.
-
Если предпочитаешь работать в электронном виде — используй шаблон в гугл-таблице, который мы для тебя сделали. Чтобы начать работать, перейди в таблицу и нажми «Файл/создать копию». Появится документ, в который ты сможешь вносить свои данные.
-
Нарисовать шаблон в Miro.
Как заполнять шаблон
Таблица заполняется справа налево. Пункты в скобках в шаблоне — порядок заполнения блоков. Так расположили элементы в шаблоне Александр Остервальдер и Ив Пинье. Пока мы не пропишем потребительские сегменты, перейти дальше не сможем — поэтому с этого стоит начать.
1. Потребительские сегменты
Группы твоей целевой аудитории.
Например:
-
cотрудники бизнес-центра, следящие за питанием;
-
люди, живущие рядом с бизнес-центром;
-
мамы, которые приводят детей на занятия, проходящие в бизнес-центре;
-
студенты, которые после пар гуляют рядом с бизнес-центром;
-
жители города — поклонники здорового образа жизни.
2. Ценностные предложения
Ценность для потребителя. Пишем, анализируя группы нашей целевой аудитории. Под каждую аудиторию — свои ценностные предложения.
Например:
-
сотрудники бизнес-центра, следящие за питанием: сытные здоровые обеды;
-
мамы, которые приводят детей на занятия, проходящие в бизнес-центре: возможность поесть вкусную низкокалорийную еду, пока ребёнок на занятиях;
-
студенты, которые после пар гуляют рядом с бизнес-центром: необычная для города кухня, возможность попробовать новое;
-
жители города — поклонники здорового образа жизни: только свежая рыба.
3. Взаимоотношения с клиентами
Как твоя целевая аудитория узнает о тебе.
Например:
-
соцсети;
-
раздача флаеров в соседних офисах;
-
флаеры со спецпредложениями для мам — оставляем в центре детского развития.
4. Каналы продаж
Например:
-
кафе;
-
сервисы доставки;
-
Яндекс.Еда и Delivery Club;
-
личная служба доставки (заказы через сайт).
5. Ключевые виды деятельности
Все действия, которыми предстоит заниматься твоей команде.
Например:
-
разработка рецептуры;
-
приготовление блюд;
-
обслуживание посетителей;
-
доставка готовой продукции.
6. Ключевые ресурсы
Что потребуется, чтобы бизнес работал (цех, персонал, оборудование и тд).
Например:
-
шеф-повар для проработки рецептуры;
-
база поставщиков;
-
сайт с функцией приема заказов;
-
система автоматизации Quick Resto.
7. Ключевые партнёры бизнеса
Для каких из видов деятельности (пункт 5) понадобятся партнёры.
Например:
-
поставщики продуктов;
-
IT-студия для разработки сайтов;
-
поставщики посуды;
-
поставщики мебели;
-
студия для разработки дизайн-проекта;
-
партнёр для настройки системы автоматизации.
8. Структура затрат
Например:
-
аренда;
-
закупка продуктов;
-
фонд оплаты труда;
-
закупка мебели;
-
закупка посуды;
-
оплата работы по созданию сайта;
-
покупка ПО для системы автоматизации;
-
разработка дизайн-проекта;
-
процент сервисам доставки.
9. Источники доходов
Все потенциально возможные.
Например:
-
продажа еды в кафе;
-
доставка еды;
-
выездной кейтеринг в соседние офисы.
Начни с бесплатной консультации
Расскажем, как Quick Resto поможет тебе в бизнесеПроверь правильность введённого номера
План действий
После того, как ты заполнил шаблон бизнес-модели, становится понятно, какие задачи придется выполнить до запуска. Теперь нужно преобразовать их в план действий.
1. Пропиши все шаги, которые нужно выполнить до запуска
Сделай это на вкладке «План действий» в той же гугл-таблице. Если ты не использовал её для создания шаблона бизнес-модели, начни использовать сейчас. Нажми «Файл/Создать копию…» и работай в созданной таблице.
Пропиши план действий максимально подробно, например:
-
найти поставщиков продуктов, посуды, мебели;
-
найти студию для создания сайта;
-
создать ТЗ на разработку сайта;
-
арендовать помещение;
-
найти шеф-повара;
-
разработать меню.
2. Назначь ответственных
Рядом с задачами ты найдёшь колонку «Ответственный» — пропиши, кто будет ей заниматься. Ты или кто-то другой.
-
Можно прописать, кто из будущих сотрудников будет отвечать за эту задачу. Например: управляющий или hr-менеджер. Потом ты сможешь собрать список ключевых задач для каждого сотрудника, которыми он будет заниматься до запуска кафе.
-
Если ты пока не понимаешь, кто должен отвечать за тот или иной шаг, напиши «Найти ответственного». Эти задачи в будущем можно распределить между командой, которая у тебя появится. Или найти дополнительного человека для их реализации.
Теперь у тебя есть сформированный план действий: ты знаешь, что делать дальше. Начинается активная работа над запуском бизнеса.
Нашёл ошибку?
Нашёл неточность или хочешь стать героемнашего кейса — напиши нам!