Справочник — Модуль 2 — Как проанализировать конкурентов и чем тебе это поможет

Как проанализировать конкурентов и чем тебе это поможет

Анализ конкурентов — это база для стратегического планирования твоего будущего бизнеса. Но не только

Разработка нового меню (сезонного предложения), запуск нового продукта, перспективы развития в конкретном городе/районе — перед тем, как выполнить любую из этих задач, важно проанализировать конкурентов. Рассказываем, как это сделать, и даём шаблон таблицы для оценки конкурентов.

Шаг 1. Определяем «игроков на поле» — прямых и косвенных конкурентов

Прямые конкуренты:

Один и тот же ценовой сегмент на продукт, схожая целевая аудитория, одинаковые каналы продвижения и сбыта. Самый яркий пример — рестораны, которые находятся в одном торговом центре. Одна целевая аудитория мигрирует от одного ресторана к другому.

Косвенные конкуренты:


Схожий сегмент целевой аудитории, но разный продукт, разные ценовые сегменты, различия в каналах сбыта и продвижения. Например, ресторан и доставка (ресторан итальянской кухни, доставка японской кухни премиум-класса).

Каким конкурентам уделяем внимание:

Если в планах открытие заведения на «тёплом трафике» (заведение находится в гостепотоке) — прямым конкурентам. Если в «холодном» (отдалённость заведения, но гости специально едут к вам за определённым продуктом, услугой) — косвенным.




Для удобства можно использовать так называемую карту территорий (КТ):

Выбираешь нужный фрагмент на карте (например, в 2ГИС), определяешь своё местоположение, увеличиваешь до нужного размера, делаешь скриншот и в любом редакторе отмечаешь конкурентов. Можно обозначать цифрами и писать полученную информацию.

Шаг 2. Сравни конкурентов по основным критериям

При анализе конкурентов важен взгляд как гостя. Ты должен посетить заведения конкурентов, изучить их соцсети, сделать доставку, то есть пройти весь путь клиента и дать свою субъективную оценку. 

Другими словами, анализ конкурентов — впечатление гостя о конкурентах, только с профессиональным и более внимательным подходом. В результате этой работы у тебя должна получиться таблица с прописанными критериями оценки и проставленными баллами.


Рекомендация


Мы сделали шаблон таблицы. Открой, нажми «Файл/создать копию», и у тебя появится своя таблица, которую ты сможешь редактировать. Как с ней работать, читай ниже.

По каким критериям оценивать конкурентов?

В таблице — вкладка «Анализ по основным критериям».



Ты можешь добавлять любые свои критерии. Вкус еды, работа персонала, быстрота подачи блюд — всё, что ты как будущий владелец считаешь важным для анализа.

После изучения конкурента ты:

  • Делаешь себе заметки: записываешь всё, что считаешь важным. В блокноте, в заметках в телефоне, в гугл-документах — неважно: главное, чтобы тебе было удобно.

  • Выставляешь баллы от 1 до 5 в таблице.

На что советуем обращать внимание:

1. Концепция.

Понял ли ты, как они себя позиционируют, интересно ли это.

Например:

  • Неаполитанская пицца из печи диаметром 22 см — идеальная порция на одного человека. Это интересно и заслуживает 5 баллов. 

  • А просто пиццерия, которая непонятно, чем отличается — 1 балл.

2. Кухня.

Какая кухня/кухни представлены, понятны ли они с точки зрения гостя, отражают ли концепцию. 

Например:

Ты пришёл в грузинский ресторан. Из грузинских блюд в меню — только шашлык, хачапури и хинкали. Всё остальное — блюда европейской и русской кухни. Дай свою оценку этому меню. Соответствует ли оно заявленной концепции в ресторане? Насколько? 3 балла.

3. Часы работы.

Оценка рабочего графика. Есть ли конкуренты, которые работают круглосуточно, с ранними часами работы. На этом этапе важно не только поставить баллы, но и понять логику. 

Например:

Ты хочешь открыть кафе, которое будет работать с 10.00. Изучая конкурентов, видишь, что большинство заведений работает с 12.00. Это не плохо и не хорошо. Нужно понять, можно ли начало работы в 10.00 сделать конкурентным преимуществом, есть ли спрос на это. Или есть объективная причина, почему все рядом начинают работу в 12.00.

4. Сайт, приложение.

Общая картина и впечатление, есть ли меню, возможность оставить обратную связь от посещения, контактная информация, возможно ли дозвониться, ведётся ли работа с отзывами, удобно ли пользоваться приложением, есть ли мобильная версия, есть ли ссылки на социальные сети. Не просто ставь баллы, но и обязательно фиксируй + и -.

5. Инстаграм.

Соответствует ли концепции, как строится диалог в постах, сколько подписчиков, портрет подписчиков, как часто используют геометку заведения как локацию.

6. Доставка.

Есть или нет, есть ли самовывоз. Что чаще используют: личную доставку или агрегаторы (Яндекс.Еда, Delivery Club). Есть ли программа лояльности для доставки. Какие отзывы о доставке. Есть ли мобильное приложение, удобно ли оно в использовании, можно ли оставить отзыв о качестве, какие есть способы оплаты заказа. Позвони в доставку, сделай заказ. Просчитай, какое время у тебя принимали заказ на доставку, как долго везли, кто доставил, оцени качество упаковки.

7. Программы лояльности.

Как и где отражены, на что направлены, можно ли ими действительно воспользоваться, требуются ли какие-то дополнительные программы, чтобы получить «бонусы». Критериев может быть столько, сколько ты считаешь нужным.


Нашёл ошибку?

Нашёл неточность или хочешь стать героем
нашего кейса — напиши нам!

Шаг 3. Сравниваем конкурентов по продукту

В таблице — вкладка «Анализ по продукту».

Когда основные характеристики выявлены, приступаем к анализу продукта.


Тебе нужно заполнить колонки.

1.  Анализ по категории меню — анализируем «ширину» меню:

  • Какое количество категорий представлено (закуски, салаты, суп и т.д.).

  • Чётко ли они определены. Возможно, все закуски (холодные, горячие, салаты) объединены в одну категорию. Какое количество блюд в каждой категории.

2. Ассортимент блюд/напитков — анализируем «глубину» меню, какое количество блюд представлено в той или иной категории, общее количество блюд в меню. 

3. Выход блюд/напитков — анализируем объём порций (граммы, штуки — как в случае с закусками вроде брускетт). Для наглядности выделяем цветом схожие позиции.

4. Стоимость — анализируем стоимость блюд по категориям, по конкурентам (схожие позиции для наглядности выделяем цветом). Считаем среднюю стоимость по каждой категории (суммируем стоимости всех позиций в одной категории и делим на количество позиций).

Что должно получиться в итоге

При работающем бизнесе анализ конкурентов надо проводить регулярно. При открытии — это проработка «задуманной» концепции, доведение её до совершенства и воплощение в жизнь. Ты выявишь сильные и слабые стороны конкурентов. Поймёшь, что может стать твоим конкурентным преимуществом. Но надо понимать: не факт, что сильная сторона у одного станет сильной у другого, важен механизм работы.

Важно!

Важно


Задача анализа конкурентов — не сделать как у них, а минимизировать свои риски и создать свой уникальный, финансово успешный продукт. 




Варианты использования полученных данных — это реальные шаги: что я буду делать, а что нет. Когда данные получены, их можно нанести на ту же карту территории и заметить некоторые закономерности:

1. Как двигаются гостевые потоки.

2. Сколько остановок общественного транспорта.

3. Как много вокруг объектов социальной активности.

4. В какое время открываются/закрываются заведения на данной территории.

5. Какие концепции (кухни) преобладают, как у них в реальности идут дела, как они представлены в социальных сетях.

При анализе конкурентов, кстати, очень хорошо ищутся поставщики и партнёры, просчитывается логистика доставки.